В индийской мифологии Яма занимает то же место, какое
в греческой принадлежит Аиду - Плутону.
Он бог смерти и отвечает за несколько
адов, упоминаемых в пуранах. Принимая во внимание его разрушительную
сущность, его называют помощником Шивы. Яма ездит верхом на чёрном буйволе, в руке он держит петлю,
с помощью которой извлекает души умерших из тел. Его
сопровождают две четырёхглазые собаки, которые помогают Яме тащить в ад сопротивляющиеся души. Яма (ШРАДДХАДЭВА) живёт в
нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает на троне, и когда
его посланцы приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о
всех его делах и поступках на земле. Согласно этому докладу, Яма
выносит решение, и либо душа умершего поселяется в раю предков, либо
попадает в одну из адских обителей, где человек будет
мучиться до тех пор, пока не исчерпает своими страданиями всех
своих злых дел, (число таких обителей колеблется от
3 до 21), либо возрождается на земле в другой телесной оболочке. Будучи
не только владыкой, но и судьёй царства мёртвых, Яма обычно
отождествляется с Дхармой, богом справедливости,
В Ведах рассказывается, что Яма был первым человеком,
который умер и отправился в мир иной, став его самодержцем. Царем ада
он нигде прямо не называется.
В "Бхавишья-пуране” содержится рассказ о
том, как Яма взял в жены смертную женщину. Он полюбил Виджаю,
хорошенькую дочь брахмана, женился не ней и забрал в свою обитель
Ямапури. Здесь он запретил ей заходить в южную часть своего обширного
дворца. Некоторое время Виджая была послушна, но впоследствии
любопытство победило, и, "думая, что у Ямы, должно быть, есть другая
жена”, она вступила в запретную область и увидела там ад и души в
мучениях. Среди мучимых душ была и ее мать. Она встретила там Яму и
молила его освободить ее мать. Яма сказал, что освобождения можно
достичь, только если кто-либо из родственников совершит
жертвоприношение. Жертва была принесена, и теща Ямы получила свободу.
В ведийские времена Яму молили о долгой жизни и избавлении от смерти;
труп при погребении кладут головой на юг, где находилось царство Ямы;
жрецу, совершавшему погребение, приносилась в дар корова, которая бы
переправила умершего через реку Вайтарани (аналог реки Стикс),
отделяющую царство Ямы от мира живых.
Яма
— правитель юга, потому это направление считается у индусов
неблагоприятным. Смерть иносказательно называют "путешествием на юг”.