Вход |
|
|
|
|
|
Мини-чат |
|
|
|
|
|
|
ПАНТЕОН
| |
Kalaratri |
Дата: Пятница, 24 Сентября 10, 21:09 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 425
|
Боги и богини смерти Мифология ацтеков Миктлантеку́тли, Миктлантекухтли (исп. Mictlantecuhtli) - «Владыка Миктлана». В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира Миктлан. Изображался в виде окровавленного скелета или человека с зубастым черепом вместо головы, поглощающего души умерших. Его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова; его голова украшена перьями совы, он носит ожерелье из человеческих глаз. Его жена - богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана в доме без окон. Его жилище иногда называли Тлальшикко (Пуп земли); считалось, что оно находится далеко на севере. Повелителям Миктлана прислуживали демоны-цицимиме. По одному из мифов, супруги были сотворены богами-творцами Ометекутли и Омесиуатль, чтобы править преисподней. Среди нескольких ацтекских божеств смерти и загробного мира Миктлантекутли был наиболее почитаемым. В его царство попадали люди, умершие обычной смертью, то есть, не на войне, не во время жертвоприношения и не от родов. Поклонение ему включало ритуальный каннибализм. Миктлантекутли считался владыкой Севера и покровителем людей, рождённых в 6 день недели, посвящённый Itzcuintli (собаке); собака являлась проводником душ умерших в Миктлане. Вместе с солнечным богом Тонатиу он покровительствовал 10 неделе года, символизируя разделение света и тьмы. Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира. Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском Дне Мёртвых (Día de Muertos). Во времена ацтеков подобное празднество, посвящённое мертвым, проходило в середине лета, в месяц Miccailhuitontli (24 июля - 12 августа). Чальмекатль (Chalmecatl) - один из богов Миктлана; божество Севера. Миктлан (Mictlan) - в мифологии ацтеков загробный мир, делившийся на девять уровней. Последний уровень подземного мира, располагался на севере. Все души, за исключением воинов павших в боях, женщин и детей, умерших во время родов (они отправлялись в Тонатиуичан или "Дом Солнца"), и утопленников (они попадали в Тлалокан), попадали в него, где обретали вечный покой. Однако, чтобы добраться до Миктлана, душам приходилось совершать полное опасностей путешествие. Во время похорон мёртвых наделяли магической силой и при помощи бога Шолотля они могли удачно добраться до Миктлана. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие - широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана - Миктлантекутли, умерший подносил ему свои дары и получал своё место в одной из девяти преисподних. Аколмистли (Acolmiztli) – бог подземного мира. Другое имя Аколнауакатль. Аколмистли («Сильная кошка») - огромная черная пума, охранял вход в подземный мир. Его рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю. Шолотль (Xolotl) - у тольтеков и ацтеков является богом света и проводником мёртвых в Миктлан. Ацтеки считают его братом-близнецом Кецалькоатля. Как владыка вечерней звезды и олицетворение Венеры, он “сталкивает” солнце за океан, вызывая закат, а потом охраняет всю ночь путешествие солнца по подземному миру. Бог Шолотль имел три облика: скелета, собакоголового мужчины или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Он служил проводником душ в подземном мире, насылал на людей молнии, огонь и неудачу. В честь Шолотля была названа древняя порода мексиканских собак (шолоитцкунтли). Ацтеки верили, что Шолотль сделал этих собак из костяной муки, смешанной с кровью Кецалькоатля - то есть из того же материала, что и людей. Индейцы держали этих собак в качестве священных домашних животных, полагая, что после смерти хозяина они отведут его душу куда надо. Теояомкуи, Уауантли (исп. Teoyaomqui, Huahuantli) -бог мёртвых воинов, особенно погибших в битве. Считался также солнечным божеством, покровителем Шестого часа дня. Иногда отождествлялся с богом Тепейоллотлем. Ицли (буквально Itzli - «Нож») В мифологии ацтеков бог каменного ножа для жертвоприношений. Прислужник или ипостась Тескатлипоки; был связан с богинями Тласольтеотль и Чальчиутликуэ. Коатликуэ (Coatlicue) - "Она в платье из змей", Коатлантонан - "Наша змеиная мать". Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли. По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее. Чальмекасиуильт (Chalmecacihuilt) - богиня подземного мира. Чальмекатекутли (Chalmecatecuhtli) - бог жертвоприношений. Кельтская мифология Морриган («Королева призраков») — богиня войны. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней. Обладает пророческим даром и сведуща в заклинаниях. В мифах есть упоминания нескольких Морриган, с которыми исследователи отождествляют четырёх богинь войны: саму Морриган («великая королева»), Бадб («неистовая»), Нимэйн («ядовитая») и Фи («злобная»). К этому ряду можно добавить образ Махи (персонификация битвы). Культ Морриган сопровождался магическими ритуалами и кровавыми обрядами. Обычно Морриган изображали облачённой в воинские доспехи и держащей в каждой руке по копью. Её боевой клич был грозным и громким как клич десяти тысяч воинов. Иногда представала в облике красавицы в длинных зелёных одеждах, которая вдохновляет героев на подвиги, помогает им, и с помощью своих чар предрешает исход битвы. Кроме этого, обычного для богини, обличия она принимала облики вороны, угря, водорослей, волчицы, красной тёлки (коровы), покалеченной старухи и являлась в образе черноволосой девы, стоявшей одной ногой на правом берегу реки, а второй - на левом. По замечанию Юлиуса Эволлы, во многих эпических произведениях герои так или иначе связаны с женщинами, будь то «дамы сердца», вдохновляющие мужчину на подвиги, или даже таинственные женские фигуры, вроде валькирий, которые были своего рода «мистическим» дополнением героя, «образами трансцендентных уровней самих воинов, силами их судьбы и их победы». Очевидно, Морриган играет роль именно такой женской фигуры, которая не сражается сама, а действует магическим путём. Маха, дочь Эрнмас - часто упоминается вместе со своими сёстрами Морриган и Бадб (вариант - Морриган и Немайн). Возможно, эти три богини представляют собой различные аспекты трёхликой кельтской богини войны. Махе посвящались головы убитых врагов («жёлуди Махи»). По одной из версий, она была убита Балором в битве при Маг Туиред. Бадб ("неистовая") - богиня войны, смерти и сражений. Появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши. Немаин ("ужасная", "злобная") - богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья. По некоторым сведениям Немаин была женой Нуаду, предводителя Племен богини Дану. (Появление в образе прачки также свойственно баньши.) Балор — одноглазый бог смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов, правивших Ирландией до Племен богини Дану. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Домну - чье имя означает «пропасть» или «морская бездна», фоморская богиня, мать Индеха, царя фоморов. Обычно изображалась увенчанной оленьими или козлиными рогами, и в шкурах жертвенных животных. Демоны-фоморы, в том числе и богиня Домну – жители подземного и подводного миров. Формально не является богиней смерти, но спросить о многом можно. Анку - предвестник смерти или бог смерти. Обычно анку становится человек, умерший в том или ином поселении последним в году. Является анку в облике высокого человека с длинными белыми волосами; этот человек везет похоронную повозку. Иногда анку принимает облик скелета. Анку имеет при себе косу, с которой ходит по земле и забирает к себе людей. Однажды под видом человека анку явился к кузнецу и попросил подремонтировать косу. Едва взглянув на нее, кузнец понял, кто перед ним.
Не можешь летать - не мучай метлу. |
|
|
Награды
|
Kalaratri |
Дата: Пятница, 24 Сентября 10, 21:09 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 425
|
Древнегреческая мифология Аи́д (или Гаде́с) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой. Персефо́на ( встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта) - богиня плодородия и царства мёртвых. Персефона — дочь Деметры и Зевса (либо дочь Зевса и Стикс). Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере. К ней сватались Арес и Аполлон. Цветком Коры называют нарцисс. После того, как Персефона стала супругой похитившего ее Аида - владычица подземного царства. Обитает на краю света . Согласно орфикам, родила от Аида Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия. В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия), либо богине pe-re-swa (Пресва). Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. По мере развития греческой религии Персефона становится дочерью Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств, а также божество лунного света. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. Дочь титанидлов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой землит и моря, была одарена Ураном великой слой. Древнейшее хтоническое божество, связывающее два мира – живой и мертвый. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека, охраняет детей и юношество. Ночная страшная богиня, с пыталающим факелом в руках и змеями в волосах. Богиня колдовства. Она помогает покинутым возлюбленным. Геката – ночная «хтония» и «урания», «неодолимая» - бродит среди могил и выводит призраки умерших. Она – мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Она тоже охотница, которую сопровождает свора собак, но ее охота – эта мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Она помогает волшебницам, которые, как например, Цирцея и Медея, учатся у неё своему искусству. Культ Гекаты иногда связывают с перекрестками. Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где ее почитали больше всего. Её храм был в Аргосе, таинства в честь Гекаты проводились в Зеринфе, где в ее пещере приносили в жертву собак. У Пиндара Геката именуется «обутою в красное». Ей посвящен I орфический гимн. Та́натос, Та́нат, Фа́нат («смерть») — олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Ему посвящен LXXXVII орфический гимн. В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Сизифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в Тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем. Керы — демоны смерти, первоначально души умерших, сделавшиеся кровожадными демонами. Божества смерти, рождены Никтой. Приписываемое Гесиоду стихотворение описывает Кер как уродливых страшилищ, мрачных, со скрежещущими зубами, обрызганных кровью, спорящих друг с другом за павших на поле битвы, которых кровь они высасывают. Позже Керы были отождествлены с эриниями. Иногда Кера описывалась как единственная богиня, персонифицирующая насильственную смерть; она была дочерью Никты (Ночи) и Эреба (Мрака). Эри́нии (от др.-греч. «гневные», микен. e-ri-nu) - богини мести. По одному сказанию, дочери Никты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана; либо дочери Тьмы (Скотоса), или дочери Кроноса. Согласно орфикам, это девять дочерей Зевса Хтония и Персефоны. В позднейших версиях эриний три: Тисифона - мстящая за убийство, Алекто - непрощающая, и Мегера - завистница. Афиняне называют их «Почтенными». Их пещера на склоне афинского Акрополя. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа. Древнеримская мифология Представления о царстве Диса (Dis pater), или Плутона (Аида), и жены его Прозерпины (Персефоны) принесены были в Рим из Греции. Однако римляне не забывали и богов, «унаследованных» от италиков и этрусков. У изголовья умирающего стояли следующие боги: Цекул, лишавший света его глаза (Цекул, собственно, прозвище, означающее задымленные, поврежденные дымом глаза.), Видуус, отделявший душу от тела; Морс, которая заканчивала дело смерти; Либитина, участвовавшая в погребальном шествии. Она – богиня похорон. В святилище Либитины, находившемся в посвященной ей роще, хранились похоронные принадлежности. Нения, оплакивавшая покойника. Нения (название возникло во Фригии, в Малой Азии) - погребальная песня плакальщиц и имя богини, олицетворявшей это пение. Орк (Оркус) - в римской мифологии бог смерти, владыка мертвых, доставляющий тени людей в подземное царство. Соответствует греческому Аиду, а так же его отождествляют с Плутоном. Орком называют и само царство мертвых. Мания (в Риме) - древнеиталийская богиня подземного царства. Ее изображения вывешивали над дверьми для сохранения дома. Карна – богиня подземного мира. В ее праздник – карнарии – ей приносилась в жертву бобовая каша, а могилы родных украшались цветами. Считалась также защитницей детей и хранительницей внутренних органов человека. По версии Овидия, Карна – нимфа-охотница, заманивавшая влюбленных в темные пещеры и затем скрывавшаяся. Маны – боги загробного мира, затем обожествленные души предков. В честь манов в дни поминовения приносились жертвы: в празднование Каристий, когда за трапезой собиралась вся родня, в том числе и умершие родственники, на могилы приносили угощения, сами могилы украшались цветами; в Паренталии открывался обычно закрытый «камнем манов» вход в подземелье – мундус, считавшийся входом в мир мертвых. Маны, в отличие от лемуров, назывались добрыми богами, но и они вызывали опасения – с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие, иногда отождествлявшаяся с матерью ларов. Маны считались также хранителями гробниц. С конца республики вошло в обычай начинать эпитафии с посвящения манам, с просьбой даровать покойному загробное блаженство за добродетельную жизнь. Лары – божества-покровители общин и их земель. Римляне выводили культ ларов из культа мертвых. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, бракосочетанием и смертью. Как покровителей общины ларов почитали на перекрестках, где сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрестку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары , изображавших членов семьи. Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих жертвоприношений. Ларов связывали с хтонической богиней Ларентой-Ларундой и Манией. Лемуры (они же – ларвы) – вредоносные тени, призраки мертвецов, не получивших должного погребения, преступно убитых, злодеев и т.п., бродящие по ночам и насылающие на людей безумие. Им были посвящены 9, 11 и 13 мая – лемурии. Когда закрывались храмы и не совершались браки.
Не можешь летать - не мучай метлу. |
|
|
Награды
|
|