IZIDA |
Дата: Среда, 09 Ноября 11, 01:24 | Сообщение # 1 |
Доктор тайнознания
Группа: Модераторы
Сообщений: 113
|
А когда вдруг радостно звенели струны кобзы, когда запевал кобзарь веселую песню, забывали люди о своих горестях, заботах и тревогах, и мир казался им светлее и лучше.Вопреки сложившемуся стереотипу кобзари не были нищими. Некоторые из них зарабатывали приличные деньги, которые тратили на выкуп пленников из турецкой неволи. Таких кобзарей в народе считали святыми, «божьими людьми».
Кобзарство было закрытой кастой, проникнуть в которую мог не каждый — нужно было не один год учиться. Допускались к обучению исключительно незрячие мужчины, женщинам играть категорически запрещалось, а нынешние «трио бандуристок» — это порождение советской эпохи.
Кобзарями часто становились бывшие запорожцы, которые потеряли зрение в битвах или в плену. Например, сохранились документальные свидетельства о Грицьке Кобзаре. Он был казаком. Попав в турецкий плен, вошел в доверие к врагам, был определен надзирателем на галеру, откуда и организовал побег казаков. За это турки выкололи ему глаза.
Бродячие музыканты объединялись в братства, или «гурты», в которых были свои атаманы, свои сотники и десятники, судьи и казначеи. Пан-мастер занимался «цеховщиной»: учил игре, пению, настройке инструмента. Пока ученик проходил «цеховщину», в тайны кобзарства его не посвящали. После окончания обучения совершался обряд посвящения.Прошедший обучение и посвящение допускался к сакральным знаниям, которые кобзари передавали из уст в уста. Такой способ передачи информации считался самым эффективным — если она в голове, владелец ее не потеряет, а злоумышленник не похитит. Знания были сведены в «Устиянские книги», которых, по преданию, было двенадцать. Они определяли «обычаи и цеховщину незрячего панибратства», учили «псалмы читать и за милостыню благодарить». «Книга струнников» учила музыкальной грамоте, «Хвахивець-духовець» — владению оружием кобзарей, посохом, и «как поступать с деньгами». Наизусть заучивали кобзари книги «О чужих землях и какие там порядки», «Вернется ли кто-нибудь с того света?» и даже «Что делать, чтобы незрячего полюбила добрая женщина или вдова», «Когда можно убить человека, за что и какого?».Добавлено (09 Ноябрь 11, 02:24) --------------------------------------------- Не каждый кобзарь имел поводыря, но у каждого был особый освященный нож «захланник», который носили на груди под рубахой, и каждый был вооружен посохом — «костурцем». «Взял бы я бандуру , заиграл , что знал, из-за той бандуры бандуристом стал. Взял бы я бандуру , настроил, заиграл , чтобы голос песни до небес летал»Банду́ра — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф.
Семь ребят по лесенке Заиграли песенки. Попытаемся «копнуть» историю родного края на тысячелетия вглубь от времени, о котором вспоминает служебник калифа Мукдадила. «Великая Скуфь», как называет древнеукраинский летописец скифское государство, была многонациональной. Лишь некоторые ее племена, по языку принадлежавшие к северной ветви иранских народов, были, как свидетельствует «отец истории» Геродот, «собственно скифами» — то есть животноводами-кочевниками, а большинство народа скифского государства составляли покоренные в VII в. до н. э. киммерийцы (хотя и называет их Геродот оратаями, калиптидами, алазонами, бористенами, будинами) - наши прапращуры. Они обрабатывали наши черноземы, как и мы обрабатываем, сеяли на них хлеба, как и мы сеем, а в свободное от работы время пели грустные (неволя ведь) песни, как и мы поем. «Стоит присмотреться, — говорит известный украинский критик, искусствовед, публицист и политический деятель Михаил Косив, — к орудиям труда, украшениям, портретным изображениям жителей северноукраинской Скифии, чтобы убедиться, что это мы, что скифские пастухи и земледельцы и по характеру своего труда, и внешне, и одежной, и жилищем почти не отличаются от стефаниковских мужиков или от описанных в нашей истории Мирным, Карпенко-Карым, Коцюбинским».
Археологи уже нашли портретные изображения, созданные самими скифами в пятом и четвертом веках до нашей эры. И что весьма примечательно: на этих изображениях скифы имеют черты лица, как сказал Михаил Косив, стефаниковских мужиков, героев Мирного, Карпенко-Карого, Коцюбинского. Они не носят бород, а лишь «запорожские» усы, и черепа у них побриты! (Находки из сел Терновки Николаевской области и Ольховички — Донецкой).В пользу моей гипотезы о скифском происхождении кобзы говорит и тот факт, что у всех народов, имевших отношение к Украине, и народов, заселявших в седой древности ее территорию, есть музыкальные инструменты, название которых имеет корень слова «кобза»: кобузцы, кобуз, кобоз, кбос и т.п. У казахов, считающих себя прямыми потомками царских скифов и половцев, исторических соседей наших, столетия занимавших земли рядом с нами от Черного моря до самой Молдовы, также есть музыкальный инструмент кобуз.
^)) |
|
|
Награды
|