Меню сайта

 

                 



Вход


Поиск


Мини-чат
500


Друзья сайта
  Старый Киев конца 19 ст. и начала 20 ст.  БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству
Internet Map
Статистика


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ОСНОВНОЕ » КАББАЛА » ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ
Kalaratri Дата: Понедельник, 04 Июля 11, 23:14 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 425
Репутация: 17
:-(
По определению, каббала - наука о мироздании, звеном которого являемся и мы. Однако с ее помощью можно постичь не только часть нашего мира, воспринимаемую нами при помощи пяти органов чувств, но еще и тот объем мироздания, который нам в этих ощущениях не доступен. Эта часть в ней является самой главной - именно она и привлекает нас в изучении науки каббала.

Благодаря каббалистической методике можно начать ощущать скрытый от нас высший информационный уровень, который управляет нашим внутренним миром. Если мы будем знать, каким образом происходит это управление, мы, сможем понять более общие, более глубокие, истинные законы, движущие природой и нами, как ее частью.

Каббала позволяет человеку начать лучше понимать себя, причину своего появления на планете, в космосе, и всего происходящего с ним на протяжении истории.

Существует три книги древних евреев: Тора (состоящая из первых пяти книг Ветхого Завета), Талмуд (комментарий к Торе) и Каббала (мистические интерпретации Торы и размышления о природе Бога и Вселенной).

Тора известна и как тело традиции; если Тору станут читать невежды, они способны получить пользу из практики. Талмуд называется "разумной еврейской душой", изучающие его могут получить пользу из самого процесса изучения. Каббала была названа "бессмертным еврейским духом", и мудрецам рекомендовалось медитировать на нее.

Само слово Каббала означает "полученный", т.е. полученное от Бога знание. Это слово также свидетельствует о том, что каббалистические знания передавались из уст в уста. Так настоящая Каббала была устной, тайной традицией, ревностно оберегаемой в течение тысячи лет от профанов.

Мифологическая история Каббалы

Каббала - тайная наука, известная ангелам и Богу еще до создания вселенной. После того, как Адам и Ева впали в немилость в Эдемском саду, ангел научил их, как милость можно восстановить. Знание, полученное Адамом, было позже забыто и утеряно. После потопа Бог не только создал радугу как знак соглашения с человечеством, но также передал Ною и его сыновьям тайное знание, забытое впоследствии также. Следующий раз ангел делился знанием с Авраамом. Далее оно перешло к Исааку, затем к Якову. Но во время пленения в Египте науку постигла та же участь. В это время оно было вновь открыто Моисеем. Он провел 40 дней на вершине горы Синай и получил от Бога две каменных плиты с Декалогом (10 заповедей).

Мистический смысл этого заключается в том, что сначала Моисей узнал тайны Каббалы от Бога, но они были разрушены во время поклонения идолу. Он возвратился на вершину горы, но Бог больше не позволил раскрывать секреты Каббалы всем людям. Напротив, подобно маленьким детям, им было предписано, что они должны делать и что не должны в соответствии с 10 заповедями и основными законами Торы. Моисею же, который уже узнал секреты Каббалы, было поручено передать их своему брату Аарону и будущим еврейским посвященным.

Фактическая история Каббалы

Ранние формы еврейского мистицизма (если не учитывать шаманистические формы, существовавшие во всех племенах) вряд ли можно назвать Каббалой. Первые формы еврейского оккультизма назывались Хекалот, что означает "восхождение". Оно известно как меркабахская мистика. Меркаба - название трона Господнего на иврите. Цель этой мистики - возможность увидеть Бога на троне Своем. Это было непростой задачей. Помните, что даже Моисею было не позволено лицезреть лик Господень, потому что он был смертей. Предания подобного рода нашли отображение в Египетской книге мертвых, послужившей возможно прототипом Зоры - оригинального каббалистического текста. Но Каббала не может уместиться в одной книге, это целая система мистического образа мыслей и действий. Существует четыре основных направления Каббалы:

1. Догматическая Каббала, включающая в себя изучение каббаллистической литературы: Торы, Сефер Ецира, Бахира, Зохара и др.

2. Практическая Каббала. Она связана с изготовлением талисманов и амулетов, используя каббаллистические методы. Методы практической Каббалы не являются ни плохими, ни хорошими. Но используются в позитивных или негативных целях. Следовательно, сначала необходимо научиться работе, предупреждающей желание заниматься магией в негативных целях. Это не значит, что вы станете магом - размазней, занимающимся только приторно - сладким. Нет, нет! С помощью изученных методов вы превратитесь в могущественного мага, которому необходимо изучать законы вселенной, представленные в Каббале. Вы воистину станете мудры. Когда мы практикуем серую магию и занимаемся практической магией, мы парим действительно высоко. Мы можем тогда общаться с язычниками, нумерологистами и иными системами сходных направлений.

3. Литеральная Каббала. Она посвящена взаимосвязи между цифрами и буквами еврейского алфавита. В древнем иврите нет специальных обозначений цифр; используются определенные буквы алфавита. Если два слова полностью совпадают по числовым значениям, они влияют друг на друга и в некоторых случаях считаются синонимами. Ахева = 13 и Эход = 13. Так, ахева - то же самое что и эход. Эход на иврите 1. Так, в иудаизме один Бог, и "эход" также представляют Бога. "Ахева" - любовь. Следовательно, Бог - любовь. Святое имя Гопода Тетраграмматон ЙХВХ = 26. Так 13+13=26. Следовательно, любовь (ахева) + единственность (эход) - равные качества Бога. Этот процесс называется Гематрия. Он играет большую роль в церимониальной магии.

Нотарикон - еще один аспект литеральной магии. Это система поиска акронимов - слов, в которых первые буквы составляют новое слово или слова. Например, А - та Ги - бур Ли - о - лам А - до - най, что значит "Велик ты, мой Господь". Это представлено нотариконом (акронимом) АГЛА. Он давался в ритуале Пентаграммы. "Аминь" состоити из трех букв: алеф, мем, нун - АМН. Они нотарикон АЛЬ (произносится как "эль"), что означает "Бог". Мелех ("Царь") Не - э - ман ("правоверный"). Таким образом Аминь - нотарикон, означающий "Бог нам, правоверный царь". Это секрет слова Аминь.

Темура - система расположения букв в криптограмме. Это имеет первостепенное значение в интерпритации Торы и при создании талисманов. Вот несколько типов ее: Авгад - очень простой вид Темура, где каждая буква замещается последующей: а-б, б-в. Айк Бекар. Здесь 22 буквы иврита + 5 специальных окончаний пяти букв (они используются только в конце слова) перемешиваются только по определенному образцу. Они распологаются в 9 позициях по 3 буквы в каждой. 3 позиции вверх и 3 по диагонали. Любая буква представлена любыми двумя другими буквами, представленными в этой позиции.

В 1-й позиции представлены алеф, иуд, ков (айк "Айк Бекар"). "Иуд" можно представить "ков" или "алеф". "Ков" можно представить "алеф" или "иуд", а "ков" - "алеф" или "иуд". АЙК А = И или К
И = А или К
К = А или И
Буквы во второй позиции образуют слово Бекар.
Ахас Б'тау-a это схоже с Айк Бекар. В этой системе - 7 позиций по 3 буквы в каждой и i буква вынесена. Здесь тоже буква из одной позиции замещается другими, находящимися в той же позиции. Существуют разновидности Темура, где, например, 1-я буква алфавита замещается последней, 2-я - 2-й с конца и т.д.

4. Невысказанная Каббала. Это направление Каббалы посвящено изучению мистического символа - Древа Жизни. Это ключ ко всей Каббалистической системе.


Здесь мы начинаем изучение мистического символа, известного как Древо Жизни.

В Эдемском саду, как описывается в Книге Бытия Ветхого Завета, было два важных древа среди прочих. Первое - Древо Познания Добра и Зла. В соответствии с эзотерической интерпретацией, вкусив плоды с этого дерева, Адам и Ева лишились милости Господней. Затем Бог выгнал их из сада, потому что там росло Древо Жизни. По словам Бога, оно имело большое значение, так как вело к жизни вечной. Чтобы представить определенные вещи, существуют диаграммы для представления атома; используется диаграмма миниатюрной Солнечной системы.
Многочисленные валентные уровни заполнены электронами, напоминающими орбиты планет. А ядро представлено неподвижным Солнцем.

Разумеется никто никогда не видел атом. Нельзя сказать, справедливо ли его такое представление, но для наглядности, для практических целей используется модель Солнечной системы. Также имеются другие модели, одна из таких треугольник Инь-ян-дао. Ин представляет вещи, являющиеся женскими по своему архетипу: холод, сырость, зима, восприимчивость, эмоциональность и др. Ян представляет вещи, являющиеся по своему архетипу мужскими: жара, сухость, лето, агрессивность, логика и др. Дао представляет баланс этих вещей. Баланс подаоизму - желаемое состояние, чтобы человеку стать уравновешенным, ему необходимо обладать эффектами, как инь, так и ян. В Инь-Ян-Дао треугольнике можно представить и другие вещи: Отец, Дух Святой, Сын (в гностицизме Дух Святой несет в себе женское начало); либерализм, консерватизм, радикализм; тело, дух и душу и многие другие триединства. Впервые наиболее важное обоснование этого для современной философии было дано немецким философом Гегелем - гегельянская диалектика или теория тезиса - антитезиса - синтеза. По этой теории, если вы обладаете одним условием или положением (тезисом), но хотите изменить их на другие, обычно противоположные (антитезисы), результат не будет ни новым, ни старым, но компиляцией исходных условий, синтезом. Вот почему революции редко достигают своих целей. Результатом революции является смесь из того, что было, и желаемого. Природный метод - эволюции, но не революции.

Ранее представлена диаграмма, которая является основной в Каббале -

Древо Жизни.

Оно состоит из 10 кругов, образующих 3 треугольника: верхний направлен вверх, два остальных вниз, а нижний круг как бы подвешен к треугольникам. Линии, соединяющие круги, пронумерованы от 11 до 32. Круги называются Сефирот (множественное число от слова сефира). Если провести прямые линии от первой сефиры ко второй, от второй к третьей и т.д., до десятой, получится светящийся зигзаг Сверкающего Меча. Этот светящийся меч держит в руках Херувим, не пуская людей обратно в Эдемский сад: с помощью него Бог создал Вселенную. Как мы можем познать Всевышнего Бога? Мы обладаем смертными умами, все ,что мы видим, мы видим раздвоенным: Я, не - я; верх - низ; прочный - хрупкий; движущийся - стоящий. Но наша природа Господа по определению не ограничена ничем, ей не присуща дуальность. Так как мы обладаем ограниченными умами, Всевышний Бог не может быть ни одной вещью, которая нам известна. Путем размышления о Божественной природе можно прийти к выводу, что Бог - Ничто. На иврите Ничто - Айн. Как только мы повторяем о каком-либо качестве Бога, мы ограничиваем Источник Всего Сущего. Бог-инь предполагает Бога-не-ян. Милосердный Бог не имеет права быть жестоким. Ограниченная Божественность не может быть бесконечной. Следовательно, единственное качество, которое мы можем приписать Богу - Бесконечность. На иврите "бесконечность" - "айн соф". Как утверждалось ранее, лицезревший Бога расстается с жизнью. На этой планете с трудом смотреть на солнечный свет дольше доли секунды: Солнце слишком ярко. Как мы не можем воспринять солнечный свет, так и неспособны воспринять Лик Божий. Между этими двумя вещами существует взаимосвязь. Постижимый, но не изведаный до сих пор аспект Бога - свет, отличный от любого света; мы можем его ощутить: Бесконечный свет.

На иврите "бесконечный свет" - Айн Софор. Эти три положения расположены над Древом Жизни, одно скрывающее" другое. Так как слово "Айн" означает "ничто", эти три положения над первой сефирой называются Три Покрытия Негативного Существования. Однако "Айн" не означает буквально "ничто, что наш смертный ум может осознать, понять или узнать". Ранее известные каббалистические теории рассказывают о формировании Вселенной из Сефер Ецира. Случилось так, что Бог дал евреям магические буквы при создании Вселенной. Это - основа серой магии, которую вы получите позднее.

Современная каббалистическая теория создания Вселенной Рабби Исаака Лурии говорит следующее. Перед созданием Бог наполнял всю Вселенную. Потом, по неизвестным причинам, Бог приступил к творению. Он позволил крошечной "части" Себя извергнуться из Вселенной, осваивая Космос. Однако, по некоторым мистическим теориям, Бог и до сих пор наполняет Космос. Когда выносится из комнаты сильно пахучая роза, в комнате остается ее аромат. Этот процесс Луриа назвал "цим-цум". Затем Бог послал сияющую энергию от Себя в заброшенный Космос, пытаясь, по- видимому, создать вместилище для нее. Но по неизвестным для нас причинам Бог косвенным образом явился создателем и негативного - неких оболочек, называемых Келлипоты, мест, где обитали демоны. Бог попытался повторить процесс снова. Энергия от Анн пошла через Айн Соф, через Айн Соф Ор в первую сефиру. Эта сефира наполнилась энергией, которая перетекла в сефиру номер два, затем наполнилась вторая сефира и энергия направилась в сефиру номер 3 и т.д. до десятой сефиры, находящейся в самом низу Древа Жизни, установилось равновесие, баланс. По мере того, как энергия спускается по Древу, она переходит из эфирного, духовного состояния на физический план, на нашу планету - Землю. Эта энергия постоянно созидает нашу Вселенную. Энергия исходит непосредственно от Бога; взирая на Древо Жизни, мы можем увидеть, насколько искренне Бог любит нас, даруя существование.

Вот математический подход к вопросу о существовании, представленный Древом Жизни: от Ничто исходит Бесконечность (открытый космос). Эту Бесконечность наполняет Бесконечный Свет (континуум космического времени). Но все это абстрактно; это лишь энергия. Нам нужно научиться ею пользоваться.

Начнем с первой сефиры, исходной точки. Отражаясь, она может создать вторую точку (вторую сефиру). Соединяя их, получим линию. Но о длине, о расстоянии сказать ничего нельзя. Отражаясь снова, получается третья точка (третья сефира), позволяющая сказать, что точка А ближе к точке В, чем В к С. Так мы получили треугольник или план. Он называется евклидовым: он существует на всех 2-мерных плоскостях, не имеет толщины. Для создания физической Вселенной нам требуется субстанция, три измерения. Нам нужно знание (Дахат, теоретическая сефира, существующая между 3 и 7 сефиротом), чтобы перейти пустоту между 2-м и 3-м измерениями. С помощью этого знания мы создаем 4-ю точку (4-ю сефиру), дающую вкупе с предыдущими третье измерение. Но эти трехмерные точки статичны, недвижимы. Нам нужна еще одна для задания движения (5-я сефира) и еще одна для отсчета времени (6-я сефира), так как в физическом мире время и пространство взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. Итак, у нас получилось нечто трехмерное, способное в этих трех измерениях передвигаться. У нас еще нет ничего, способного оценить это существование. Добавим еще три точки (7-й, 8-й и 9-й сефирот), показывающие: Сосредоточие жизни, БЫТИЕ (cam на санскрите). Способность к мышлению, СОЗНАНИЕ (чит) Способность удивляться чему-либо за пределами своего Я, БЛАЖЕНСТВО (ананда). Следовательно, мысль о реальности можно постичь разумом через идею блаженства, восходящего как реальность к 10-й точке, 10-й сефире.


Не можешь летать - не мучай метлу.
 
                     Награды
За создание сайта За хорошую репутацию За 100 постов За 250 Постов За 350 Постов
Kalaratri Дата: Воскресенье, 10 Июля 11, 22:00 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 425
Репутация: 17
:-(
Каббала (Qabbalah) – мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самим словом (принятие, в объективном смысле – предание). Мнения о древности Каббалы расходятся более чем на 3000 лет – от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. Хр. Признание за Каббалой добиблейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении Каббалы) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самым содержанием Каббалы, т.е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, недошедших до нас записях. Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на Каббалу в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайней мере около Р. Хр. В Мишне читается такое изречение: «не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божией) – в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого», Здесь в подчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной Каббалы. С этим изречением уже в Иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся. С достаточною уверенностью можно утверждать, что Каббала возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческою философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоно-персидской магией и теософией породило Каббалу. Дальнейшие греческие, греко-иудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие Каббалы этим не исключаются, но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в Вавилоне и в Персии.
Каббала разделяется вообще на умозрительную (Каббала июнит) и прикладную (Каббала маасит). Умозрительная Каббала состоит опять из двух главных частей или «дел»: космогонии – маасэ берешит, букв. дело (о том, что) в начале, и теософии – маасэ меркаба, букв. дело колесницы или выезда Божия. Впрочем, космогонические и теософические умозрения Каббалы переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной Каббалы суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии как на старинный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в.

Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого реббе Акибы, реббе Симону бен-Йохаю, но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), то его с полною вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея да-Леона. Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558 – 62 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы Каббалы имели особенное значение Сефер-га-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним – р. Моисея Кордуанского, и наконец писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (ари). Оба последние жили в XVI в. и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии – Пико-де-Мирандола; в Германии – Рейхлин («De arte cabbalistica» и «De Verbo mirifico»), Корнелий Агриппа ф.-Неттесгейм («De occulta philosophia») и Парацельс; во Франции – Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии – Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI – XVII вв.). С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве Каббалы породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процветающий в юго-западной России и Галиции.
Умозрительное учение Каббала исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения, может быть названо только энсоф, т.е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, энсоф должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» (сод цимцум) – так называются в Каббале эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого «другого», по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент – только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или «стягивания». Благодаря этой пустоте, бесконечный свет энсофа получает возможность «лучеиспускания» или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия – это 32 «пути премудрости», именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность. Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божиих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в «другом» или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этою эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные).
Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокма), 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа – первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр – это чело, Хокма и Бина – два глаза, Хэсед и Дин – две руки, Тифэрет – грудь, Нэцах и Ход – бедра, Иесод и Малхут – две ноги. – Такое представление осложняется внесением половых отношений в «дерево сефирот». Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или «обитания» в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой – малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, причем уже теряется аналогия с человеческим телом. Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира – Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лице (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лице (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется «Столп Середины» (Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лице или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лице – Вечный. рог как такой или «Ветхий деньми» (Атик-Йомин).
Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами – творить (бара), создавать (иецэр) и делать (аса); отсюда три различных мира: мир «творения» (бриа), т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир «создания» (иецира) – область душ или живых существ, и наконец мир «делания» (асиа) – сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры не разделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати. Человек принадлежит зараз ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по волящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и наконец в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством – абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах – ангелы. Ангелология Каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия или скорлупы (клиппот) – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, с провиденциальною целью на благо того или другого, или обоих. Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между нею и умозрительною – общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шифры (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т.д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной Каббалы есть магия; чрез целесообразное употребление имен Божиих производятся различные чудеса. – Ср. Knorr dе Rosenroth, «Cabbala denudata» (1677 – 84; здесь же лат. перев. кн. Зогар); Molitor, «Die Tradition oder Philosophie der Greschichte» (анонимно, неокончено; богатый материал и важные указания); Franck, «La Kabbale» (нов. изд. 1891); Jellinek, «Beitrage zur Geschichte der K.» (1851); Myer, «Qabbalah» (Филад., 1888).
Вл.Соловьев. Статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907


Не можешь летать - не мучай метлу.
 
                     Награды
За создание сайта За хорошую репутацию За 100 постов За 250 Постов За 350 Постов
Форум » ОСНОВНОЕ » КАББАЛА » ИСТОРИЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

                  Created KALARATRI © 2024 | Хостинг от uCoz