Как и у большинства моих современников, некромантия для меня всегда
означала магию смерти. Зомби, скелеты, личи, мумии, вампиры, призраки,
души умерших, жертвоприношения Темным и Древним Силам, мрачные субъекты
в черных мантиях с закрывающим лицо капюшоном... Разница между
конкретными вариантами некромантов существует, но не слишком велика.
Перумовский Неясыть и какой-нибудь архетипичный колдун из The Complete
Book of Necromancers 2-го издания AD&D выглядят похоже и занимаются
примерно одним и тем же. А как обстояло дело с некромантией в
реальной средневековой Европе? Ясное дело, что зомби (наследие вуду),
мумии (археологов еще не было) и вампиры (плод гениальной фантазии
Стокера) вроде бы должны были там отсутствовать. Но ведь что-то с
древним названием "некромантия" там было? Давайте возьмем
энциклопедию средневековой жизни - "Декамерон" Бокаччо - и посмотрим,
что гениальный флорентиец имел сказать по данному поводу. В
"Декамероне" есть как минимум три новеллы, где некромантия играет
сюжетообразующую роль (в первой из них герой лишь притворяется
некромантом, но это не меняет дела). Отрывок первый (новелла седьмая, день восьмой):Ее
служанка ... возымела глупую мысль, а именно такую, чтобы каким-нибудь
некромантическим действом побудить любовника своей госпожи полюбить ее
как прежде, и что школяр должен быть великий на это мастер, о чем она и
сказала своей госпоже... На это школяр отвечал: "Мадонна, сказать по
правде, в Париже я научился, между прочим, некромантии, и я знаю, в чем
ее суть; но так как она очень противна господу, я поклялся никогда не
прибегать к ней ни для себя, ни для других. Правда, любовь, которую я к
вам питаю, так сильна..." Отрывок второй (новелла пятая, день десятый):Дама
отвечала: "Вот чего я хочу: я хочу, чтобы в следующем январе месяце
очутился под этим городом сад, полный зеленой травы, цветов и
густолиственных деревьев, не иного вида, как бывает в мае..." Рыцарь
услышал просьбу и предложение своей дамы... и попался ему под руку
некто, предложивший сделать это при помощи некромантии, лишь бы он был
хорошо оплачен. Условившись с ним за большую сумму денег, Ансальдо
радостно поджидал назначенного времени. Когда оно наступило, - а холод
был страшный и все полно снега и льда, - тот мудрый человек так устроил
своим искусством в ночь на первое января, что утром появился, как то
засвидетельствовали видевшие его, самый восхитительный сад, какой
когда-либо видели, с травой, деревьями и плодами всех родов. Отрывок третий (новелла девятая, день десятый): Саладин
приказал одному из своих некромантов, искусство которого уже испытал,
чтоб он нашел способ перенести в одну ночь мессера Торелло на кровати в
Павию, на что некромант отвечал, что все будет исполнено, но что для
его же блага мессера Торелло надо усыпить... Так как было уже поздно и
некромант дожидался, чтобы привести свое дело в исполнение, и торопил
их, явился врач с напитком и, уверив Торелло, что дает его ему для
подкрепления, велел выпить; прошло немного времени, как он заснул.... в
присутствии Саладина, кровать, как была с мессером Торелло, умчалась. НУ И ГДЕ ТУТ МАГИЯ СМЕРТИ??? В
первом случае - приворот, во втором - создание цветущего сада среди
зимы, в третьей - полеты на кроватях через Средиземное море. Когда я
впервые прочитал "Декамерон", я еще не был заядлым поклонником фэнтези.
Когда я его перечитал позднее, то несоответствие царапнуло мне глаз, но
я сказал себе: простим Боккаччо его странную терминологию, он ведь не
читал Перумова и не знает, чем должны заниматься некроманты. И только
недавно, взявшись за исторические труды по средневековой магии, я
обнаружил, что Боккаччо был абсолютно прав - для своего времени. Во-первых,
в средневековой латыни слово "некромантия" писалось двумя способами -
как "некромантия", так и как "нигромантия/негромантия", т.е. черная
магия, черное искусство (nigromantia, совр. итал. negromanzia). Это,
согласитесь, совсем другое дело. Во-вторых (и это интереснее всего),
некромантия в средние века означала ритуальную демоническую магию, вне
зависимости от того, что было ее целью. Откуда же взялось такое
странное значение? Ричард Кикефер (Richard Kieckhefer), один из
крупнейших исследователей средневековой религии и магии, предлагает в
своей монографии следующую картину. В античной Европе общение с
умершими было делом распространенным. Именно такую спиритическую
практику тогда и называли некромантией. Вы помните, как в Ветхом Завете
эндорская ведьма призывает царю Саулу дух пророка Самуила (I Сам. 28),
который пророчит, что царю скоро придут кранты? Можно еще вспомнить
общение Одиссея с душами умерших. Но пришло христианство, и внесло
кардинальное изменение в правила игры. Согласно христианскому
мировоззрению, после смерти души людей находятся в полном и абсолютном
распоряжении Бога. И никакой паршивый некромант не может на это
повлиять. Даже если человек был язычником и грешником, и его душа
отправляется в ад, это ничего не меняет. Сам Сатана не властен
освободить душу из ада хоть на минуту, чтобы та пообщалась с
некромантом. Что уж тут говорить о призыве какой-то ведьмой души
праведного пророка??? Достаточно быстро процесс формирования
христианской теологии столкнулся с трудноразрешимым противоречием. С
одной стороны, каждое слово Библии - это святая истина. В том числе и
описание призыва души пророка Самуила. С другой стороны, этот призыв
противоречит самим основам веры. Теологи нашли изящное решение. Они
объявили, что к ведьме явился не дух пророка, а демон, принявший его
обличье, чтобы смутить царя Саула (!!!). А призыв душ мертвых - да, он
по-прежнему НЕВОЗМОЖЕН. Это стало официальной позицией католической
церкви и определило судьбу понятия "некромантия". На протяжении веков
оно стало устойчиво связано с демонами, а изначальная связь с душами
мертвых была забыта. И только в современной Европе произошло некоторое
возвращение к нынешнему состоянию дел...