Некромантия - это искусство общения с духами умерших людей,
которые, в частности, способны приоткрыть для нас завесу будущего. Она
является одной из разновидностей духовидения, называемого также
заклинанием духов или спиритизмом. Несмотря на то, что
теоретические основы этого искусства весьма сомнительны, оно существует
с незапамятных времен, пользуется уважением у широких народных масс и
позволяет достигать вполне удовлетворительных практических результатов.
Обратимся к примерам применения этого искусства, взятым из исторической
и этнографической литературы, а также из современной жизни.
Начнем
с классики. В Библии (Первая Книга Царств, гл.28) сказано, что Саул,
первый царь Израиля, обращался к услугам некромантии, по крайней мере,
однажды в своей жизни. Когда его святой покровитель пророк Самуил умер,
обстановка в царстве обострилась. Этим воспользовались филистимляне,
тут же выступившие в поход против Израиля. Встревоженный Саул решил
посоветоваться с покойным пророком. Для этого он отправился в селение
Аэндор и попросил тамошнюю волшебницу вызвать для него дух Самуила.
Волшебница исполнила просьбу, и дух явился. Ей он был виден как "муж
престарелый, одетый в длинную одежду", Саул же не видел ничего, а
только слышал его голос. Надо сказать, что беседа с духом не принесла
Саулу ни малейшего удовлетворения. Напротив, Самуил жестоко разбранил
Саула за пользование некромантией и предрек ему скорое поражение от
филистимлян, а затем и позорную смерть, после которой царство перейдет
к его личному арфисту Давиду. И предсказание это сбылось в самые
краткие сроки. Из приведенного примера видно, что Библия (а,
следовательно, и христианское вероучение) не отрицает ни существования
духов, ни возможности получить от них точную информацию о будущем. Все
запреты касаются только моральной стороны дела: верующий должен уповать
на Бога, а не тревожить усопших, души которых находятся в ведении
Господа Бога.
Единственная разновидность усопших, к которым
христиане имеют вполне легальный доступ - это святые. В Москве до сих
пор стоит храм св.Трифона, где святой изображен верхом на коне и с
соколом на руке. Историю этого изображения знает каждый, кто читал
"Князя Серебряного". Согласно легенде (впрочем, внесенной в летописи
наряду с более достоверными историческими событиями) сокольничий Ивана
Грозного Трифон Патрикеев однажды упустил очень ценного сокола и долго
не мог его найти. Царь, как известно, был весьма суров, и потеря сокола
вполне могла послужить поводом для смертной казни. Отчаявшемуся Трифону
только и осталось, что молиться своему небесному заступнику. В ответ на
горячую молитву св.Трифон явился ему во сне и указал место, где сидит
сокол. Именно там сокольничий и нашел драгоценную птичку, и там
впоследствии был воздвигнут храм св.Трифона. Конечно, сложно назвать
эту благочестивую историю выраженным примером некромантии, но все
формальные признаки здесь налицо. Гадающий обращается к давно умершему
человеку с просьбой открыть ему что-то такое, чего он сам не в
состоянии узнать; при этом гадающий творит молитву перед образом
умершего, а удачное гадание завершается пожертвованием в честь духа
покойного (в данном случае - постройкой храма).
Точно так же
поступали до недавнего времени и коренные жители Новой Зеландии -
маори. Они боялись и почитали духов своих умерших родственников, и в
особенности духов вождей и воинов, которые, согласно поверью, бдительно
охраняли своих живых соплеменников, защищая их на войне и строго следя
за каждым нарушением священного табу. Многие маори держали в своих
домах деревянные изображения самых уважаемых героев и предков - так
называемые атуа. В трудных ситуациях они молились этим изображениям, и
тогда дух героя вступал с ними в общение - во сне или наяву. Голос его,
однако, не походил на голос смертного: это был некий таинственный звук
- не то свист, не то шепот. После получения совета духов следовало
отблагодарить жертвоприношением. Дж. Фрэзер приводит не меньше
десятка подобных примеров; при желании их можно было бы приводить
сотнями. Практически все народы Земли занимаются некромантией и
общаются с духами, но только европейцы считают это искусство страшным и
зловещим грехом. А ведь на самом деле в некромантии нет ничего
страшного, когда ею занимаются серьезно и обращаются за советом к
действительно уважаемым предкам, с которыми имеется прочная духовная
связь. Страшное начинается тогда, когда за дело берется недоучка или
эгоист, который не видит в мире никого, кроме себя самого. Тогда-то и
возникают на алтарях черепа и черные свечи, проливается кровь младенцев
и на сцену выходят мрачные призраки, от которых волосы встают дыбом, а
толковых советов ни за что не добьешься.
Французский
оккультист Дюран де Гро рассказывал об одном незадачливом поклоннике
спиритизма (спирите), который как-то раз явился к нему за помощью. Этот
провинциальный нотариус возымел желание вызвать дух ни кого-то там, а
самого французского короля Людовика XIV. Король появился, но ужасно
рассерженный тем, что его вызывает какой-то там мелкий служащий, и
поклялся сжить его со света. С этой целью он каждую ночь посылал к
нотариусу двух своих любовниц и те изводили его любовными ласками. В
результате здоровье нотариуса таяло с каждым днем: он как мог отбивался
от обольстительниц, но в конце концов так ничего и не смог с собой
поделать. История европейского спиритизма изобилует подобными
анекдотами. Все они имеют однотипный сюжет: легкомысленный спирит,
решив, что от мертвых ему не будет никакого вреда, тревожит духи
великих и простых людей - просто так, для развлечения и пробы сил. В
большинстве случаев духи не являются ему; но если являются, то гнев их
бывает ужасен...