АНУБИС (греческое) - ИНПУ (египетское). В египетской мифологии
бог-покровитель умерших, затем бог — покровитель мёртвых, а также
некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования, хранитель ядов и
лекарств, "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя и "тот, кто перед
залом богов" ( зал, в котором проводилось мумифицирование).
Как покровитель
магии, обладал даром предвидения. Анубис считался судьей богов. Центром
культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город
Касса, столица XVII верхнеегипетского нома (греческое название города -
Кинополь, то есть "Собакоград"). В период Древнего царства Анубис
считался богом мертвых, т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства
мертвых), "владыка Расетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога
богов". Согласно "Текстам пирамид" Анубис был главным богом в царстве
мертвых, он считал сердца умерших.
Бог-покровитель некрополей и бальзамирования, Анубис
изображался с телом черного цвета, не характерного
для шакала в природе. Чёрный цвет ассоциировался с цветом
мумифицированной плоти и плодородием египетской земли,
несущей в себе возрождение. Согласно легенде, шакалоголовый
бог был сыном Осириса, рожденным богиней Нефтидой,
(согласно другим версиям — коровой Хесат или даже
кошкой Бастет), и забальзамировал тело убитого бога,
изобретя процесс мумификации. Вместе с Исидой, Нефтидой
и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой,
в которой воплощена сила его дочери —
богини Кебхут.
Роль Анубиса - сторожа некрополя отразилась в двух
его основных эпитетах - неб та джесер -
«владыка земли священной» и хенти сех нечер —
«первый из божественного навеса»; второй
эпитет также указывал на его связь с помещением,
в котором проходила мумификация и погребальной
камерой гробницы. Не менее распространен был и другой
титул бога - тепи джу эф -
«тот, кто на своем холме», который подчеркивал
роль Анубиса - стража могил, выслеживающего злоумышленников
с высоты холмов пустынных некрополей. Образ Анубиса,
лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих
зло, издревле изображался на печатях стражи Долины
царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы
фараонов.
Молитвы, обращенные к Анубису, встречаются уже на стенах
гробниц вельмож Древнего царства; в «Текстах пирамид»
он упоминается как защитник умершего, исполнитель
воли Осириса в мире ином, «оглашающий его приказы».
Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом
царстве и Позднем времени; его часто изображали
на виньетках к тексту «Книги мертвых»
и росписях гробниц фараонов и их подданных.
Анубис считается великим проводником души усопшего
в загробном царстве, богом, который подводит умершего
к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух
Истин».
В мировоззрении египтян Анубис был тесно связан с самыми
различными областями магии. Тексты иногда называют его
«повелителем бау», и уверяют, что под его
командованием находятся целые легионы сущностей, которые
могут быть как благожелательными, так и агрессивными.
Особенно часто имя Анубиса использовалась в ритуалах
защиты мага и предсказаниях.
Текст Лейденского демотического папируса указывает, что для получения
необходимой информации маг брал бронзовый сосуд с изображенным на нем
Анубисом, наполнял его водой и наливал в неё некоторое количество
масла, чтобы оно покрыло воду пленкой. Ребенка-медиума клали на четыре
кирпича и покрывали тканью его голову. С одной стороны от ребенка маг
зажигал светильник, а с другой – курильницу с экзотическими
благовониями. Затем он несколько раз нараспев призывал Анубиса, и через
какое-то время мальчик начинал видеть в масле картины будущего. Культ Анубиса процветал
во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности —
в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся
с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими
религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие
страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал
влияние и на коптскую культуру: в коптских
песнопениях и поныне существует «волчий глас»,
а в коптском музее в Каире хранится икона
с изображением двух святых с головами шакалов.
|