Кладбище - место погребения усопших, где, по поверьям, пребывают
души умерших и демоны; «святое» место, где совершаются поминальные
обряды.
Первый похороненный на
новом Кладбище покойник считается родоначальником всей кладбищенской
общины «предков». Строго соблюдается обший этикет поведения на
Кладбище. У восточных славян при встрече на Кладбище нельзя говорить
«добрый день», «до свидания» (говорят: «прощайте»), чтобы в дальнейшем
на Кладбище не встречаться. Около Кладбища нельзя петь песни; мимо
Кладбища следует проходить пешком новобрачным во время свадьбы,
возвращающимся с крестин куме с ребенком. У всех славян тяжелым
преступлением считается осквернение Кладбища , могил предков. Старые
кладбища нельзя перепахивать, как нельзя сдвигать и надгробные
памятники, иначе вымрет семья; выносить что-либо с Кладбища (например,
оставленную на крестах одежду). На Кладбище запрещается ломать ветки,
рвать цветы и даже вдыхать их аромат, чтобы не потерять чувство
обоняния. По полесским поверьям, у хозяйки, которая сломает на Кладбище
зеленую ветку и выметет ею золу из печи, всю ночь в доме и под окном
будут бродить покойники. У сербов запрещается рубить деревья на
Кладбище, т.к. души покойных не смогут отдыхать в тени деревьев и
вкушать их плоды. Могилы на Кладбище копают на месте, выбранном
заранее родственниками или самим покойным при жизни. Близким людям
обычно запрещается копать могилу. В Белоруссии, например, это делали
бесплатно старики или нищие, при этом они избегали разговоров о
покойнике; закончив работу, объявляли убиравшим усопшего женщинам,
чтобы они вылили в могилу воду, которой обмывали тело. Если при копании
могилы обнаруживаются более ранние захоронения, то могильщики бросают
туда деньги и другие ценные вещи, чтобы потревоженные мертвецы «не
прогнали» вновь пришедшего. Если могила оказывалась мала для гроба и ее
приходилось расширять, то это означало, что вслед за погребаемым туда
же отправится новый покойник, обычно его родственник. В случае слишком
большой могилы полагали, что одной жертвы мало и вскоре появится
следующая. Особенно опасными представлялись такие происшествия, как
осыпание краев могилы и падение туда кого-нибудь из сопровождавших
покойника. Во многих областях Украины и Белоруссии был
распространен обычай «печатать могилу»: украинский священник под особые
песнопения чертил железной лопатой знак креста над могилой и
крестообразным движением бросал на гроб землю; белорусы перед
опусканием гроба в яму или по насыпанному уже пригорку стучали с
четырех углов крест-накрест лопатой. Погребение без такого «печатания»
считалось неполным: именно оно не позволяло покойнику выйти из могилы.
Могила как место вечного пребывания умершего благоустраивается и
нередко оформляется в виде дома. Так, белорусы устанавливали на могилах
прямоугольные деревянные сооружения. Такой «приклад» напоминал крышку
гроба, он имел окошечки и покрывал весь пригорок целиком; нередко его
называли «хаткой». У русских на могилах устанавливали «часовенки» —
кресты с двускатным покрытием и с иконкой. На Русском Севере помимо
обычного креста на К. можно увидеть продолговатое четырехугольное
сооружение («голубец»), открытое сверху или же покрытое плоской крышей,
на которой ставят крест. На могиле делают и своеобразный «сад»: сажают
цветы, плодовые деревья. В гомельском Полесье на Радуницу следовало,
например, посадить на могиле дерево, а вокруг нее воткнуть березовые
прутья. По представлениям западных славян души, живущие на
Кладбище, сохраняют привычки людей при жизни. По верованиям болгар и
македонцев, мертвые выходят в полночь из гробов, гуляют по Кладбищу и
посещают друг друга. Всем славянам известно поверье о том, что в
определенные часы (главным образом в полночь) и праздники (чаще — в
поминальные дни) на Кладбище можно видеть души мертвых. Когда покойника
несут на Кладбище, его встречают души тех, кого он провожал в последний
путь: они виснут на гробе, отчего гроб становится неимоверно тяжелым,
как считают в Полесье. В поминальные дни и календарные праздники перед масленицей, на Фоминой
неделе, на Троицу и др. для душ выпекают специальный хлеб, оставляют
еду на Кладбище; приносят им одежду; чистят и украшают могилы. Их
приветствуют, как живых, приглашают их к трапезе: (бел.) «Святые
радзицели! Ходзице к нам хлеба-соли откушаць» . В Рязанской губ.
поминальную пищу, которую приносили на Кладбище на Радуницу, вкушали
вместе живые и мертвые, выходящие якобы «из темницы» и невидимо
присутствующие с живыми до захода солнца. Огонь или огоньки,
замечаемые на Кладбище, считаются знаками душ умерших. По сербским
поверьям, при появлении огоньков или огней не следует ходить на
Кладбище, т.к. в это время там блуждают души умерших; болгары полагают,
что на такие огни нельзя смотреть, иначе ослепнешь. Нередко
Кладбище считается местом скопления демонов — душ злых, неправедных
людей, детей некрещеных, иноверцев и т.п. «Злые» души нападают на
прохожих, являясь в том виде, как были захоронены, в белых одеждах,
которые не следует трогать, или в виде столба пара, воздуха. По
польским и полесским поверьям, возле Кладбища появляются духи-демоны,
предвещающие смерть увидевшему их; русалки, издающие ночью на Кладбище
пугающие звуки. В разных славянских традициях известны поверья и
былички об обитающих на Кладбище вампирах, которые вылезают «из дыр» в
могилах, седлают ночных прохожих и т.п. (см. Вампир). Кладбище
стараются обходить стороной, особенно ночью. Проходя мимо Кладбища
ночью, следует читать молитвы, креститься (в.-слав., ю.-слав.), подать
голос, «чтобы родители услышали и не пугали» . На Кладбище
осуществляются магические действия и ритуалы с целью излечения от
болезни или бесплодия, изгнания из села нечисти, а также для
приобретения человеком чудесных знаний или нанесения порчи. Особое
значение в этих действиях приписывается земле, песку, растениям с
Кладбища, найденной кости и др. предметам. В севернорусских деревнях
этой землей терли себе грудь, держали за пазухой, клали в воду, которой
обливались после похорон, для того чтобы прошла тоска по умершему. У
многих славянских народов эта земля считалась очень опасной: например,
сербы остерегались приносить ее домой; людей, копавших могилы,
заставляли разуваться и вытрясать землю из обуви; никто из домашних не
решался до нее дотронуться. Изгоняя болезнь, в Полесье варят в
воде песок с Кладбища и купают больных детей, после чего его возвращают
на то место, откуда брали. Больного лихорадкой посылают ночевать на
Кладбище. Могильную землю как одно из сильных колдовских средств
использовали в магических целях ведьмы: например, в Полесье
кладбищенскую землю, песок бросают на пути новобрачных, чтобы испортить
молодым жизнь или вызвать их смерть.
|