Елена Петровна Блаватская, основательница Теософского Общества и современного теософического движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре (ныне Днепропетровск), 31-го июля 1831 г. по юлианскому, или так называемому старому стилю, который тогда был принят в России. По григорианскому календарю дата её рождения приходится на 12-е августа. Её родителями были полковник Петр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn.
Свое учение Блаватская называла теософией, отделяя его тем самым от известных религий.
"Нас спрашивают - не есть ли теософия новой религией? - НИ в коем случае; это не религия, также не новая и ее философия... учение это так же старо, как мыслящий человек".
Блаватская полагала, что вообще не было в истории человечества "новых" учений, религиозных основателей ни у одного народа, не было изобретателя новой религии или новой истины, а все предполагаемые изобретатели были лишь передатчиками (Адептами), посредниками, не самобытными учителями, а лишь авторами новых форм и толкований. Сами же истины, на которых основывались их учения, были стары, как само человечество. "Тайная Доктрина" Блаватской основана на Станцах Дзиаи, т. е. древних книгах, предшествующих Ведам и впервые опубликованных Блаватской. Согласно Блаватской, Станцы - "это абстрактная, алгебраическая формула космической эволюции", а семь Станц - "семь терминов этой абстрактной формулы, они описывают семь великих стадий эволюционного процесса" (упоминания о них можно найти и в "Пуранах", и в Библии о "Днях творения")
Воззрение Блаватской построено на анализе древних идей космогенеза и антропогенеза. Использованы древние тексты монастырей и храмов Востока. Многие из этих текстов (станцев), написаны древним языком, давно исчезнувшим и передававшимся лишь "посвященным".
Появление и исчезновение Вселенной изображается Блаватской на основе древних текстов, как "Выдыхание" и "Вдыхание" "Великого дыхания'"или "Божественного дыхания" ("Божество выдыхает Мысль, становящуюся Космосом").
Книга Дзиан говорит: "Появление и исчезновение Миров подобно правильному возвращению прилива и отлива". В образной, символической форме древние тексты говорили о том, что Вселенные могут возникать и исчезать. В настоящее время этой проблемой занимаются ученые, но оказывается, что и в древние времена люди свободно размышляли о тех же проблемах Космоса, многое знали, но большая часть этих была знаний утеряна.
Изучение древних текстов, по Блаватской, помогает прогнозированию. Так, Блаватская приводит материалы, в которых в символической форме излагается возникновение планет солнечной системы и их движение. Указано семь планет, что свидетельствует о знании древними седьмой планеты (хотя ее и не называли Ураном). Знали они и об энергии, дающей и направляющей движение планет.
Божество становится Вихрем. Вихрь порождает спиралевидное движение. Действительно, испокон веков Вселенная символически выражалась спиралью, т. е. вихревым движением. Эта символика пришла к нам с незапамятных времен.
Закон спирального движения первичной материи знали, как писала Блаватская, не только древние индийцы, но и греки. Греческие философы, считала она, были посвященными в Мистерии.
Блаватская предвосхитила многие открытия будущего на основании древних текстов (о страшном оружии, основанном на действии пространственной силы, похожей на атомную энергию; об оружии, могущем вызывать дождь, бурю, парализовать врага и погрузить его чувства в глубокий сон и т. д.). Она говорила, что "неудобные истины" не будут приняты ее веком (XIX), ибо только в XX в. ученые поймут, что "Тайная Доктрина" не вымышлена. И это не отгадка, писала она, а пpocтo констатация факта, основанная на знании.